Нужно ли пропускать автомобили, двигающиеся по обочине?

Верховный суд подтвердил, что двигающиеся по обочине автомобили не могут пользоваться приоритетом при проезде перекрестков. Рассмотрим подробнее Правила Дорожного Движения, регламентирующие ДТП с автомобилями, двигающимися по обочинам.

 Верховный суд подтвердил, что двигающиеся по обочине автомобили не могут пользоваться приоритетом при проезде перекрестков. Рассмотрим подробнее Правила Дорожного Движения, регламентирующие ДТП с автомобилями, двигающимися по обочинам.

Суть произошедшего такова: водитель А двигался на своем автомобиле по автомобильной дороге и осуществлял поворот налево вне перекрестка. Навстречу ему по этой же дороге двигался водитель Б, но двигался он не по проезжей части, а по обочине. В результате маневра поворота произошло ДТП.

ДТП с обочечником с точки зрения ПДД

Суды низших инстанций полагали, что поскольку в соответствии с пунктом 8.8 ПДД при повороте налево водитель автомобиля должен уступить дорогу встречным транспортным средствам, виноват в столкновении водитель А.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
1.2 «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

При этом необходимо упомянуть, что пунктом 9.9 ПДД РФ движение транспортных средств по обочинам запрещено:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил)…

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

По решению Верховного суда «обочечники» не пользуются приоритетом

Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев жалобу водителя А на решение ГИБДД и судов низших инстанций, отменил своим решением постановления судов низших инстанций.

Итак, по решению Верховного Суда РФ, водитель Б, двигающийся по обочине (этот факт подтвержден объяснениями участников и фотографиями с места ДТП) не имеет приоритета при движении, поскольку вообще находится «за гранью действия ПДД» т.е. он обязан пропускать всех, кто двигается по проезжей части. Водитель автомобиля А не должен был при повороте налево уступать дорогу двигающемуся навстречу по обочине водителю.

Постановлением судьи Верховного Суда административное производство в отношении водителя А прекращено.
Напомним, что даже когда оба автомобиля застрахованы по КАСКО, и водители в результате ДТП не понесут материальной ответственности, вопрос виновности в ДТП все равно важен.
Например, водитель виновного автомобиля получит повышающий коэффициент при следующем страховании ОСАГО и, возможно, КАСКО.

 

Штраф за езду по обочинам

Сама по себе езда по обочине является нарушением ПДД и наказывается штрафом 1500 рублей по части первой ст. 12.15 КоАП РФ:.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.