Официальный ответ таможни по армянским автомобилям в России

Схема с эксплуатацией автомобилей на армянских номерах в России подходит к логическому концу.

Почему автомобили в Армении дешевле?

Ввозные пошлины в Армении ниже, чем в остальных странах таможенного союза. Поэтому ввезенные в Армению иномарки стоят на местных рынках существенно дешевле. Отсюда и пошла мода на покупку автомобилей в Армении с последующей эксплуатацией в России. Однако по таможенным правилам при официальном ввозе и регистрации в российском ГИБДД пришлось бы доплачивать таможенные платежи. Чтобы избежать дополнительного таможенного оформления, дешевые автомобили из Армении эксплуатируются на территории России годами на армянских номерах, без таможенной очистки и регистрации в ГИБДД.

Ситуация с увеличением количества машин на армянских номерах не осталась без внимания властей, и в 2020 году эксплуатацию таких автомобилей фактически запретили.
Запрет машин с армянскими номерами вызвал бурю протестов и споров лучших юристов о необходимости их дополнительной таможенной очистки после ввоза на территорию РФ.

Рассмотрим с правовой точки зрения, можно ли эксплуатировать автомобиль на армянских номерах в России в 2020 году?

Итак, Армения – член Евразийского экономического союза, следовательно вопрос необходимости растаможки машин с армянскими номерами регулируется Таможенным кодексом ЕАЭС и договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Поводом для толков и споров стали разногласия в тексте статьи 260 ТК ЕАЭС и вышеупомянутого Договора:

Статья 260 ТК ЕАЭС: «транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах».

Договор: Автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах — членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:
до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;
до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

Порядок ввоза из Армении в Россию (и остальные страны ЕАЭС) товаров, ранее растаможенных по более низким ставкам, чем действуют в стране ввоза, указан в п. 35 Договора:
 

п. 35 Договора: Автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств — членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств — членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств — членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.

Таким образом, при использовании машин с армянским учетом в России Договором предусмотрена уплата дополнительных таможенных пошлин.

Юристы, поддерживающие позицию автовладельцев «отстаньте и дайте нам ездить в России на армянских номерах», основывают свою позицию на том, что Кодекс приоритетнее Договора, и раз в Кодексе нет требования о дополнительной растаможке армянских машин, пункт Договора является нелегитимным, т.к. Кодексы имеют более высокий приоритет.

Однако суды при рассмотрении судебных исков к автовладельцам учитывают и требования статьи 126 Таможенного Кодекса ЕАЭС, расставляющую все по местам:

Статья 126 ТК ЕАЭС: Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Союзе) (далее — международные договоры о вступлении в Союз) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.
Условно выпущенные товары могут использоваться только в пределах территории государства-члена, таможенным органом которого произведен их выпуск.
Условно выпущенные товары приобретают статус товаров Союза после исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) их взыскания в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, либо в ином размере, установленном в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, если уплата ввозных таможенных пошлин в таком размере предусматривается в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз

В соответствии со ст. 126 ТК ЕАЭС автомобили, выпущенные по низким ставкам, считаются условно выпущенными товарами, и их эксплуатация допускается лишь в пределах страны выпуска.

Заявления о том, что таможенное декларирование ввозимых на армянских номерах автомобилей не предусмотрено, не выдерживают никакой критики. Дело в том, что обязанность по декларированию автомобилей лежи не на таможне, а на собственнике автомобиля. После ввоза машины необходимо обратиться в таможенный орган с декларацией и внести сумму разницы таможенных платежей.
Обычно таможенное оформление автомобилей происходит на границе, отсюда и пошло заблуждение «въехал в Россию без проблем – значит, ничего более не нужно». На границах стран – членов ЕАЭС таможенные пункты вовсе отсутствуют.

Вывод:
Обязанность по таможенной очистке ввозимых на территорию России автомобилей, ранее растаможенных в Армении по более низким ставкам лежит на собственниках этих автомобилей. Если декларация не была подана своевременно, налицо нарушение таможенного законодательства и уклонение от уплаты таможенных пошлин. Владельцам автомобилей, ввезенных в Россию на армянских номерах, рекомендуем не откладывать вопрос о таможенном оформлении автомобиля в России. Обратный вывоз машины в Армению не решит вопрос и снимет обязанность по таможенной очистке, т.к. факт эксплуатации автомобиля на территории Российской Федерации уже имеет место быть.