До 1 июня 2019 года автовладелец, в случае несогласия с решениями страховой компании по выплатам страхового возмещения по ОСАГО, имел право оспорить эти решения в суде. Теперь же введен институт финансовых уполномоченных, которые имеют право решать такого рода споры в досудебном порядке. И только если решение финансового уполномоченного не устраивает автовладельца, он может обратиться в судебные органы.
На 2021 год действует новая редакция Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Изменения от 2019 года коснулись порядка разрешения споров между автовладельцами и страховыми компаниями.
Если ранее пострадавший в ДТП, не достигнув договоренности с автостраховщиком, отправлялся сразу в суд, теперь спорный вопрос сначала попытается решить финансовый уполномоченный. В случае, если предложенное финансовым уполномоченным решение не устраивает автовладельца, он обращается в суд.
Кто такой финансовый уполномоченный по ОСАГО? Как они работают?
Понятие финансового уполномоченного регламентируется Федеральным Законом «О финансовом уполномоченном».
Согласно пункта 6 статьи 2, в каждой сфере финансовых услуг назначаются отдельные финансовые управляющие, а статьей 4 предусмотрено, что таких финансовых управляющих в каждой сфере, в т.ч. и в автостраховании, может быть несколько. Тем не менее, эти несколько человек будут решать страховые споры автовладельцев со всей территории России, так что индивидуального подхода ждать не приходится.
Согласно ст. 15 ФЗ «О финансовом уполномоченном», уполномоченный вправе принимать решения по вопросам, когда размер требований к страховой компании не превышает 500 000 рублей и страховая компания включена в специальный реестр, а также с момента, когда нарушено право автовладельца, прошло не более трех лет.
Как подать обращение финансовому уполномоченному через интернет?
Вышеуказанным ФЗ предусмотрено 2 варианта обращения, как в письменном виде лично, так и в электронном виде, например, через портал Государственных услуг.
Почтовый адрес для направления заявлений: 121069, Москва, Скатерный пер., д.20, стр.1 (для финансового омбудсмена), для подачи электронных сообщений — finomb@arb.ru.
Лицо, которое полагает, что его права в части получения выплаты были нарушены страховщиком, направляет заявление в страховую компанию. Если ответ не поступает в течение 30 дней, или ответ отрицательный, можно перейти к следующему шагу.
Обращение направляется финансовому уполномоченному. Не лишним будет прикрепить отказ страховой. Данное обращение бесплатно для физических лиц. Срок рассмотрения обращения – 15 суток. За это время финансовый уполномоченный запросит необходимые документы у страховой компании.
Возможно как заочное, так и очное рассмотрение дела, в том числе с использованием видео-конференц-связи, если разбирательство требует участия автовладельца или представителя страховой компании.
После принятия решения оно в течение суток направляется заявителю, и вступает в законную силу спустя 10 дней со дня подписания.
В случае, если страховая компания уклоняется от исполнения решения финансового уполномоченного, у последнего можно получить исполнительный документ для взыскания задолженности через службу судебных приставов.
В случае, если финансовый управляющий в предписанный законом период не предоставил решения по делу, или решение не удовлетворяет истца, он вправе обратиться в судебные органы с иском к страховой компании, но только предоставив доказательства, что предварительно имело место обращение к финансовому уполномоченному.