Немногие знают, что провести полную компьютерную диагностику автомобиля вполне можно своими силами. Мы говорим не о простейших адаптерах ELM327 в связке со смартфонами, о которых многие наверняка слышали. Речь пойдет о несколько более сложной связке: адаптер VAG-COM и программы CASCADE на ноутбуке под управление операционной системы Windows. Данная связка позволит не только выполнять диагностику практически всех электронных блоков управления Вашего автомобиля, но и запускать различные механизмы, об этой возможности поговорим ниже.
О том, где скачать и как настроить Cascade и драйверы для шнурка-адаптера VAG-COM, а также как сделать переходник для подключения ко всем блокам ЭБУ автомобиля, мы рассказывали в обзорном материале по Cascade.
Также мы писали, какие модели автомобилей поддерживает Cascade.
Здесь поговорим про процесс диагностики.
Какие блоки управления можно диагностировать с помощью CASCADE?
Диагностическая программа CASCADE через шнур-адаптер VAG-COM умеет связываться со следующими электронными блоками управления:
- управления двигателем
- управления АКПП
- блок ESP-TCS-ABS
- блок управления подушками безопасности
- блок иммобилайзера
- блок управления климатом
- блок полного привода
Какие параметры показывает CASCADE для каждого блока управления?
Разберем подробнее, что именно можно увидеть с помощью диагностической программы и адаптера VAG-COM, подключившись к каждому блоку управления. Нижеперечисленные параметры приведены для автомобиля Hyundai Tucson. Напомним, наиболее широко возможности Cascade можно раскрыть именно с Hyundai и Kia, т.к. в нее вшит дилерский сканер для этих авто. Параметры автомобилей, выводимые в программу, зависят от производителя авто и конкретной модели электронных блоков управления системами автомобиля.
Параметры блока управления двигателем
Подцепившись к любому блоку управления (например, ЭБУ двигателя), пользователь видит доступные пункты меню, приблизительно одинаковые для всех блоков:
| 01. >Diagnostic trouble codes | Просмотреть ошибки в ЭБУ двигателя, в т.ч. по которым не горит чек |
| 02. >Clear DTC | Очистить историю ошибок |
| 03. >Current data | Показания датчиков в режиме онлайн |
| 04. >Flight record | Зафиксировать в память текущие показатели датчиков |
| 05.Actuator test | запустить встроенные тесты доступных устройств |
| 06. >Dual-display (Sensor+TDC) | одновременно показывать ошибки и датчики |
| 07. >Dual-display (SENSOR+ACT) | показать данные с датчиков при исполнении тестов |
| 08. >SIMU-SCAN | лучше не лезть, можно спалить шнурок-адаптер |
| 09. >Ecu information | информация о версии прошивки ЭБУ двигателя |
Естественно, диагноста прежде всего интересуют показания датчиков. Выбираем пункт Current data и видим все параметры, которыми оперирует ЭБУ двигателя при работе.

Этих параметров довольно много, перечислим их:
| 1. Battery voltage | напряжение бортовой сети автомобиля |
| 2. MAP sensor (kpa) | давление во впускном коллекторе |
| 3. MAP sensor (V) | напряжение на датчике абсолютного давления |
| 4. Coolant temp. sensor | температура антифриза |
| 5. Int. air temp. snsr | температура внешнего воздуха на входе |
| 6. Throttle posi. sensor | процент отклонения дроссельной заслонки, меняется при нажатии на газ |
| 7. Throttle p.snsr(V) | напряжение на датчике положения дроссельной заслонки |
| 8. Adapted throttle (%) | |
| 9. Idle status | включен ли режим холостого хода |
| 10. Wide open throt. (WOT) | включен ли режим кикдауна (полного газа) |
| 11. Fuel-cut off status | отключена ли подача топлива |
| 12. Start status | зажигание включено, двигатель не заведен. |
| 13. Fuel pump relay | Активирован ли бензонасос |
| 14. MFI Control relay | Активно ли управляющее реле двигателя |
| 15. Vehicle speed | Скорость движения с датчика |
| 16. Engine speed | Обороты двигателя |
| 17. Target idle speed | запрограммированные обороты двигателя на холостом ходу. |
| 18. ISC Actuator duty | показатель открытия клапана реле холостого хода |
| 19. CKP Signal | идет ли сигнал с датчика положения коленвала |
| 20. A/C Switch | нажата ли кнопка включения кондиционера |
| 21. A/C pressure switch | включен ли кондиционер |
| 22. A/C comp. relay | а возможно, что именно это означает фактическое включение компрессора кондиционера |
| 23. Medium pressure SW | параметр давления в системе кондиционирования |
| 24. Fan-low speed | включена ли первая скорость вентилятора радиатора охлаждения двигателя |
| 25. Fan-high speed | включена ли вторая скорость вентилятора радиатора охлаждения двигателя |
| 26. Oxgen sensor-B1/S1 | напряжение на первой лямбде |
| 27. Oxgen sensor-B1/S2 | напряжение на второй лямбде |
| 28. A/F Close loop | режим коррекции смеси по данным с лямбды |
| 29. Short term fuel-B1 | кратковременная коррекция |
| 30. Long term fuel-IDLE | долгосрочная коррекция на холостых оборотах |
| 31. Long term Fuel-P/Load | долгосрочная коррекция под нагрузкой |
| 32. EVAP Purge valve | управляющий электромагнитный клапан режима холостого хода на моделях с АКПП |
| 33. Injection duration #1 | время впрыска в 1 цилиндре |
| 34. Injection duration #2 | время впрыска во 2 цилиндре |
| 35. Injection duration #3 | время впрыска в 3 цилиндре |
| 36. Injection duration #4 | время впрыска в 4 цилиндре |
| 37. Engine Load | нагрузка на двигатель |
| 38. Torque control req. | режим, когда ЕСП «душит» двигатель при пробуксовке |
| 39. Malfunc. indicator lamp | горит ли Check engine |
| 40. Battery charging | режим зарядки аккумулятора (как нагрузка на двигатель) |
| 41. Ignition timing #1 | угол опережения зажигания в 1 цилиндре |
| 42. Ignition timing #2 | угол опережения зажигания во 2 цилиндре |
| 43. Ignition timing #3 | угол опережения зажигания в 3 цилиндре |
| 44. Ignition timing #4 | угол опережения зажигания в 4 цилиндре |
| 45. Knock adaption #1 | Изменение угла опережения зажигания по первому цилиндру вследствие детонации |
| 46. Knock adaption #2 | по второму цилиндру |
| 47. Knock adaption #3 | по третьему |
| 48. Knock adaption #4 | по четвертому |
| 49. Exhaust gas temp. | температура выхлопа |
| 50. synchro. status | синхронизация включена |
| 51. a/f closed loop(up)-b1 | режим closed loop верхней лямбды |
| 52. a/f closed loop down | режим closed loop нижней лямбды |
| 53. kcnocking detected | детонация обнаружена |
| 54. canister purge status | продувочный клапан фильтра |
| 55. actual torque | крутящий момент |
| 56. o2s htr up cat. off-b1 | время ответа верхнего датчика лямбды |
| 57. o2s htr dn cat. off-b1 | время ответа нижнего датчика лямбды |
| 58. target idle rpm | оптимальные обороты холостого хода |
| 59. ics actuator duty | датчик ics |
| 60. engine speed-fine | оптимальные обороты двигателя |
| 61. oil temperature | температура масла |
| 62. cal.oil temp | ожидаемая температура масла |
| 63. count em misfire | количество пропусков зажигания |
| 64. count cat. damage misfir | количество пропусков зажигания из-за повреждения катализатора |
| 65. o2s volt. up cat.-b1 | напряжение на верхнем датчике кислорода (лямбде) |
| 66. o2s volt. dw cat.-b1 | напряжение на нижнем датчике кислорода (лямбде) |
| 67. short term fuel-b1 | кратковременная коррекция топлива |
| 68. long term fuel p/l-b1 | длительная коррекция топлива |
| 69. camshaft position | сигнал с датчика положения распредвала |
| 70. camshaft posi.-target | ожидаемый сигнал с датчика положения распредвала |
| 71. cvvt status | статус системы плавного изменения фаз газораспределения |
| 72. cvvt actuation status | включена ли система cvvt |
| 73. cvvt duty ctrl.status | статус работы cvvt |
| 74. cvvt valve duty | cvvt клапан задействован |
| 75. tank pressure | регулятор давления топлива |
| 76. a/f closed loop | режим closed loop |
| 77. ignition dwell time | время заряда катушек |
Как видите, количество отображаемых параметров куда больше, чем у распространенного ELM327 — свыше семидесяти, что позволяет гораздо лучше .
Помимо просмотра параметров, нас интересует еще и возможность запуска встроенных диагностических тестов.Для их запуска возвращаемся к первоначальному меню ЭБУ двигателя и выбираем 05. Actuator test.
Для нашего Hyundai Tucson доступны следующие тесты:
| 1. Diagnostic lamp (MIL) | Активация лампы check engine |
| 2. Fuel pump relay | Запуск бензонасоса |
| 3. A/C Compressor relay | Запуск режима кондиционера |
| 4. Fan-High speed | Запуск второй скорости вентилятора системы охлаждения двигателя |
| 5. Fan-Low speed | Запуск первой скорости вентилятора системы охлаждения |
| 6. Canister purge valve | Включение электромагнитного клапана продувки адсорбера |
| 7. Idle speed actuator | Включить режим холостого хода |
| 8. Ignition coil #1 | тест катушки зажигания первого цилиндра |
| 9. Ignition coil #2 | тест катушки зажигания второго цилиндра |
| 10. Ignition coil #3 | тест катушки зажигания третьего цилиндра |
| 11. Ignition coil #4 | тест катушки зажигания четвертого цилиндра |
| 12. No.1 Injector | Отключение форсунки первого цилиндра |
| 13. No.2 Injector | Отключение форсунки второго цилиндра |
| 14. No.3 Injector | Отключение форсунки третьего цилиндра |
| 15. No.4 Injector | Отключение форсунки четвертого цилиндра |
Диагностика блока АКПП с помощью Cascade
Пункт Current data в меню при подключении к блоку управления АКПП показывает 23 параметра, по которым можно диагностировать неисправность или просто оценит состояние и правильность работы АКПП:



| engine rpm | обороты двигателя |
| vehicle speed | скорость автомобиля |
| throttle posi. sensor | положение дроссельной заслонки |
| input speed (pg-a) | скорость вращения вала на входе в АКПП (обороты двигателя) |
| output speed (pg-b) | скорость вращения вала на выходе из АКПП |
| dcc solenoid duty — dumper clutch control solenoid | включена ли цепь соленоида управления блокировкой гидротрансформатора |
| damper clutch slip | тоже какой-то параметр работы соленоида |
| lr solenoid duty | задействован lr соленоид |
| ud solenoid duty | задействован ud соленоид |
| 2nd solenoid duty | задействован 2 соленоид |
| od solenoid duty | задействован od соленоид |
| plessure solenoid (vfs) | давление на соленоиде |
| oil temperature | температура масла в АКПП |
| shift position | положение переключателя |
| select lever switch | положение рычага? |
| a/c switch | включен ли кондиционер |
| brake switch | нажат ли тормоз |
| sports mode sel.sw. | включен ручной режим |
| sports mode up.sw. | переключение вверх в ручном режиме |
| sports mode down sw. | переключение вниз в ручном режиме |
| no diag. data | отсутствует связь с блоком диагностики АКПП |
| a/t control relay volt | напряжение на блоке управления АКПП |
| engine torque | нагрузка на двигатель |
Доступные параметры при диагностике блока полного привода 4WD
При подключении видим следующий диалог:

Выбираем Current data и видим текущие параметры блока управления полным приводом:

| FR WHEEL SPEED | скорость переднего правого колеса |
| FL WHEEL SPEED | скорость переднего левого колеса |
| RR WHEEL SPEED | скорость заднего правого колеса |
| RL WHEEL SPEED | скорость заднего левого колеса |
| THROTTLE SIGNAL | сигнал с дросселя — видимо команда подключать в какой-то степени полный привод при изменении положения дросселя |
| IGNITION VOLTAGE | напряжение питания |
| CLUTCH DUTY CYCLE | крутящий момент сцепления муфты |
| STEERING ANGLE | угол поворота рулевого колеса |
Также доступен и просмотр как текущих ошибок (Diagnostic trouble codes), из-за которых горит контрольная лампа, так и ранее возникавших ошибок (History trouble codes).

Доступные параметры при диагностике блока ABS-ESP
Во-первых, в первоначальном меню появляется дополнительный пункт — HCU AIR BLEEDING — запуск встроенного насоса АБС для прокачки тормозной системы.
| WHEEL SPD SENSOR FL | показания колесного датчика АБС — переднее левое |
| WHEEL SPD SENSOR FR | показания колесного датчика АБС — переднее правое |
| WHEEL SPD SENSOR RL | показания колесного датчика АБС — заднее левое |
| WHEEL SPD SENSOR RR | показания колесного датчика АБС — заднее правое |
| ABS SRI STATUS | статус работы системы АБС |
| EBD SRI STATUS | статус работы системы ЕБД |
| ASR SRI STATUS | статус работы системы антипробуксовочной системы |
| ESP SRI STATUS | статус работы системы ЕСП |
| STOP LAMP SWITCH | включение тормозных огней |
Доступные параметры при подключении к блоку SRS-AIRBAG

| 01. Diagnostic trouble codes | Просмотреть ошибки в ЭБУ подушек безопасности |
| 02. Hystory trouble codes | История прежних ошибок в памяти |
| 03. Clear DTS | Очистить все ошибки |
| 04. Crash info | История зафиксированных сработок подушек |
| 05. Flight record | Запись параметров |
| 06. Ecu information | Информация о блоке управления подушками безопасности |


Доступные параметры при подключении к блоку IMMOBILIZER

| 01. Information of key | Просмотреть сведения о прописанных в систему ключах |
| 02. Flight record | Запись параментов на диск |
| 03. Password teaching/changing | Обучение иммобилайзера новым ключам, изменение прописанных |
| 04. Teaching | Обучение |
05. Immobilizer resetСброс сведений иммобилайзера для обучения06. Limp home modeРежим «доковылять домой», видимо для передвижения без ключей/когда иммобилайзер сломался07. Smatra Neutralпереведен ли блок иммо в нейтральный режим

Подменю Information of key показывает количество прописанных в системе иммобилайзера ключей и статус блоков системы.
Доступные параметры при подключении к блоку климат-контроля
| WATER TEMP | Температура охлаждающей жидкости |
| IN-CAR TEMP. SENSOR | Показания салонного датчика температуры |
| AMBIENT AIR TEMP/SNSR | Показания внешнего датчика температуры |
| EVAPORATIVE SENSOR | Показания датчика влажности |
| PHOTO SENSOR | Показания датчика света |
| AIR MIX POTENTIOMETER | Положение ручки вентилятора |
| PHOTO SENSOR(PS.) | Еще какой-то датчик света |
Отметим, что кроме диагностики неисправностей, с помощью Cascade можно производить и некоторые технические работы.
Например, запросто можно подключиться к блоку АБС-ESP и запустить встроенный насос тормозной жидкости, прокачивая тормозную систему без помощника и дополнительных приспособлений. А если завоздушен блок АБС, то прокачать его обычным способом невозможно. Подробнее о выполнении прокачки тормозной системы с помощью сканера Cascade мы рассказывали ранее.
Кабель VAG-COM должен быть с чипом FDTI.
