Немногие знают, что провести полную компьютерную диагностику автомобиля вполне можно своими силами. Мы говорим не о простейших адаптерах ELM327 в связке со смартфонами, о которых многие наверняка слышали. Речь пойдет о несколько более сложной связке: адаптер VAG-COM и программы CASCADE на ноутбуке под управление операционной системы Windows. Данная связка позволит не только выполнять диагностику практически всех электронных блоков управления Вашего автомобиля, но и запускать различные механизмы, об этой возможности поговорим ниже.

О том, где скачать и как настроить Cascade и драйверы для шнурка-адаптера VAG-COM, а также как сделать переходник для подключения ко всем блокам ЭБУ автомобиля, мы рассказывали в обзорном материале по Cascade.

Также мы писали, какие модели автомобилей поддерживает Cascade.

Здесь поговорим про процесс диагностики.

Какие блоки управления можно диагностировать с помощью CASCADE?

Диагностическая программа CASCADE через шнур-адаптер VAG-COM умеет связываться со следующими электронными блоками управления:

  • управления двигателем
  • управления АКПП
  • блок ESP-TCS-ABS
  • блок управления подушками безопасности
  • блок иммобилайзера
  • блок управления климатом
  • блок полного привода

Какие параметры показывает CASCADE для каждого блока управления?

Разберем подробнее, что именно можно увидеть с помощью диагностической программы и адаптера VAG-COM, подключившись к каждому блоку управления. Нижеперечисленные параметры приведены для автомобиля Hyundai Tucson. Напомним, наиболее широко возможности Cascade можно раскрыть именно с Hyundai и Kia, т.к. в нее вшит дилерский сканер для этих авто. Параметры автомобилей, выводимые в программу, зависят от производителя авто и конкретной модели электронных блоков управления системами автомобиля.

Параметры блока управления двигателем

Подцепившись к любому блоку управления (например, ЭБУ двигателя), пользователь видит доступные пункты меню, приблизительно одинаковые для всех блоков:

01. >Diagnostic trouble codes Просмотреть ошибки в ЭБУ двигателя, в т.ч. по которым не горит чек
02. >Clear DTC Очистить историю ошибок
03. >Current data Показания датчиков в режиме онлайн
04. >Flight record Зафиксировать в память текущие показатели датчиков
05.Actuator test запустить встроенные тесты доступных устройств
06. >Dual-display (Sensor+TDC) одновременно показывать ошибки и датчики
07. >Dual-display (SENSOR+ACT) показать данные с датчиков при исполнении тестов
08. >SIMU-SCAN лучше не лезть, можно спалить шнурок-адаптер
09. >Ecu information информация о версии прошивки ЭБУ двигателя

Естественно, диагноста прежде всего интересуют показания датчиков. Выбираем пункт Current data и видим все параметры, которыми оперирует ЭБУ двигателя при работе.

 

Этих параметров довольно много, перечислим их:

1. Battery voltage напряжение бортовой сети автомобиля
2. MAP sensor (kpa) давление во впускном коллекторе
3. MAP sensor (V) напряжение на датчике абсолютного давления
4. Coolant temp. sensor температура антифриза
5. Int. air temp. snsr температура внешнего воздуха на входе
6. Throttle posi. sensor процент отклонения дроссельной заслонки, меняется при нажатии на газ
7. Throttle p.snsr(V) напряжение на датчике положения дроссельной заслонки
8. Adapted throttle (%)  
9. Idle status включен ли режим холостого хода
10. Wide open throt. (WOT) включен ли режим кикдауна (полного газа)
11. Fuel-cut off status отключена ли подача топлива
12. Start status зажигание включено, двигатель не заведен.
13. Fuel pump relay Активирован ли бензонасос
14. MFI Control relay Активно ли управляющее реле двигателя
15. Vehicle speed Скорость движения с датчика
16. Engine speed Обороты двигателя
17. Target idle speed запрограммированные обороты двигателя на холостом ходу.
18. ISC Actuator duty показатель открытия клапана реле холостого хода
19. CKP Signal идет ли сигнал с датчика положения коленвала
20. A/C Switch нажата ли кнопка включения кондиционера
21. A/C pressure switch включен ли кондиционер
22. A/C comp. relay а возможно, что именно это означает фактическое включение компрессора кондиционера
23. Medium pressure SW параметр давления в системе кондиционирования
24. Fan-low speed включена ли первая скорость вентилятора радиатора охлаждения двигателя
25. Fan-high speed включена ли вторая скорость вентилятора радиатора охлаждения двигателя
26. Oxgen sensor-B1/S1 напряжение на первой лямбде
27. Oxgen sensor-B1/S2 напряжение на второй лямбде
28. A/F Close loop режим коррекции смеси по данным с лямбды
29. Short term fuel-B1 кратковременная коррекция
30. Long term fuel-IDLE долгосрочная коррекция на холостых оборотах
31. Long term Fuel-P/Load долгосрочная коррекция под нагрузкой
32. EVAP Purge valve управляющий электромагнитный клапан режима холостого хода на моделях с АКПП
33. Injection duration #1 время впрыска в 1 цилиндре
34. Injection duration #2 время впрыска во 2 цилиндре
35. Injection duration #3 время впрыска в 3 цилиндре
36. Injection duration #4 время впрыска в 4 цилиндре
37. Engine Load нагрузка на двигатель
38. Torque control req. режим, когда ЕСП «душит» двигатель при пробуксовке
39. Malfunc. indicator lamp горит ли Check engine
40. Battery charging режим зарядки аккумулятора (как нагрузка на двигатель)
41. Ignition timing #1 угол опережения зажигания в 1 цилиндре
42. Ignition timing #2 угол опережения зажигания во 2 цилиндре
43. Ignition timing #3 угол опережения зажигания в 3 цилиндре
44. Ignition timing #4 угол опережения зажигания в 4 цилиндре
45. Knock adaption #1 Изменение угла опережения зажигания по первому цилиндру вследствие детонации
46. Knock adaption #2 по второму цилиндру
47. Knock adaption #3 по третьему
48. Knock adaption #4 по четвертому
49. Exhaust gas temp. температура выхлопа
50. synchro. status синхронизация включена
51. a/f closed loop(up)-b1 режим closed loop верхней лямбды
52. a/f closed loop down режим closed loop нижней лямбды
53. kcnocking detected детонация обнаружена
54. canister purge status продувочный клапан фильтра
55. actual torque крутящий момент
56. o2s htr up cat. off-b1 время ответа верхнего датчика лямбды
57. o2s htr dn cat. off-b1 время ответа нижнего датчика лямбды
58. target idle rpm оптимальные обороты холостого хода
59. ics actuator duty датчик ics
60. engine speed-fine оптимальные обороты двигателя
61. oil temperature температура масла
62. cal.oil temp ожидаемая температура масла
63. count em misfire количество пропусков зажигания
64. count cat. damage misfir количество пропусков зажигания из-за повреждения катализатора
65. o2s volt. up cat.-b1 напряжение на верхнем датчике кислорода (лямбде)
66. o2s volt. dw cat.-b1 напряжение на нижнем датчике кислорода (лямбде)
67. short term fuel-b1 кратковременная коррекция топлива
68. long term fuel p/l-b1 длительная коррекция топлива
69. camshaft position сигнал с датчика положения распредвала
70. camshaft posi.-target ожидаемый сигнал с датчика положения распредвала
71. cvvt status статус системы плавного изменения фаз газораспределения
72. cvvt actuation status включена ли система cvvt
73. cvvt duty ctrl.status статус работы cvvt
74. cvvt valve duty cvvt клапан задействован
75. tank pressure регулятор давления топлива
76. a/f closed loop режим closed loop
77. ignition dwell time время заряда катушек
   

Как видите, количество отображаемых параметров куда больше, чем у распространенного ELM327 - свыше семидесяти, что позволяет гораздо лучше .

 

Помимо просмотра параметров, нас интересует еще и возможность запуска встроенных диагностических тестов.Для их запуска возвращаемся к первоначальному меню ЭБУ двигателя и выбираем 05. Actuator test.
Для нашего Hyundai Tucson доступны следующие тесты:

1. Diagnostic lamp (MIL) Активация лампы check engine
2. Fuel pump relay Запуск бензонасоса
3. A/C Compressor relay Запуск режима кондиционера
4. Fan-High speed Запуск второй скорости вентилятора системы охлаждения двигателя
5. Fan-Low speed Запуск первой скорости вентилятора системы охлаждения
6. Canister purge valve Включение электромагнитного клапана продувки адсорбера
7. Idle speed actuator Включить режим холостого хода
8. Ignition coil #1 тест катушки зажигания первого цилиндра
9. Ignition coil #2 тест катушки зажигания второго цилиндра
10. Ignition coil #3 тест катушки зажигания третьего цилиндра
11. Ignition coil #4 тест катушки зажигания четвертого цилиндра
12. No.1 Injector Отключение форсунки первого цилиндра
13. No.2 Injector Отключение форсунки второго цилиндра
14. No.3 Injector Отключение форсунки третьего цилиндра
15. No.4 Injector Отключение форсунки четвертого цилиндра

 

Диагностика блока АКПП с помощью Cascade

Пункт Current data в меню при подключении к блоку управления АКПП показывает 23 параметра, по которым можно диагностировать неисправность или просто оценит состояние и правильность работы АКПП:

 

engine rpm обороты двигателя
vehicle speed скорость автомобиля
throttle posi. sensor положение дроссельной заслонки
input speed (pg-a) скорость вращения вала на входе в АКПП (обороты двигателя)
output speed (pg-b) скорость вращения вала на выходе из АКПП
dcc solenoid duty - dumper clutch control solenoid включена ли цепь соленоида управления блокировкой гидротрансформатора
damper clutch slip тоже какой-то параметр работы соленоида
lr solenoid duty задействован lr соленоид
ud solenoid duty задействован ud соленоид
2nd solenoid duty задействован 2 соленоид
od solenoid duty задействован od соленоид
plessure solenoid (vfs) давление на соленоиде
oil temperature температура масла в АКПП
shift position положение переключателя
select lever switch положение рычага?
a/c switch включен ли кондиционер
brake switch нажат ли тормоз
sports mode sel.sw. включен ручной режим
sports mode up.sw. переключение вверх в ручном режиме
sports mode down sw. переключение вниз в ручном режиме
no diag. data отсутствует связь с блоком диагностики АКПП
a/t control relay volt напряжение на блоке управления АКПП
engine torque нагрузка на двигатель

Доступные параметры при диагностике блока полного привода 4WD

При подключении видим следующий диалог:

Выбираем Current data и видим текущие параметры блока управления полным приводом:

FR WHEEL SPEED скорость переднего правого колеса
FL WHEEL SPEED скорость переднего левого колеса
RR WHEEL SPEED скорость заднего правого колеса
RL WHEEL SPEED скорость заднего левого колеса
THROTTLE SIGNAL сигнал с дросселя - видимо команда подключать в какой-то степени полный привод при изменении положения дросселя
IGNITION VOLTAGE напряжение питания
CLUTCH DUTY CYCLE крутящий момент сцепления муфты
STEERING ANGLE угол поворота рулевого колеса

Также доступен и просмотр как текущих ошибок (Diagnostic trouble codes), из-за которых горит контрольная лампа, так и ранее возникавших ошибок (History trouble codes).

Доступные параметры при диагностике блока ABS-ESP

Во-первых, в первоначальном меню появляется дополнительный пункт - HCU AIR BLEEDING - запуск встроенного насоса АБС для прокачки тормозной системы.

WHEEL SPD SENSOR FL показания колесного датчика АБС - переднее левое
WHEEL SPD SENSOR FR показания колесного датчика АБС - переднее правое
WHEEL SPD SENSOR RL показания колесного датчика АБС - заднее левое
WHEEL SPD SENSOR RR показания колесного датчика АБС - заднее правое
ABS SRI STATUS статус работы системы АБС
EBD SRI STATUS статус работы системы ЕБД
ASR SRI STATUS статус работы системы антипробуксовочной системы
ESP SRI STATUS статус работы системы ЕСП
STOP LAMP SWITCH включение тормозных огней

Доступные параметры при подключении к блоку SRS-AIRBAG

 

01. Diagnostic trouble codes Просмотреть ошибки в ЭБУ подушек безопасности
02. Hystory trouble codes История прежних ошибок в памяти
03. Clear DTS Очистить все ошибки
04. Crash info История зафиксированных сработок подушек
05. Flight record Запись параметров
06. Ecu information Информация о блоке управления подушками безопасности

Доступные параметры при подключении к блоку IMMOBILIZER

 

01. Information of key Просмотреть сведения о прописанных в систему ключах
02. Flight record Запись параментов на диск
03. Password teaching/changing Обучение иммобилайзера новым ключам, изменение прописанных
04. Teaching Обучение

05. Immobilizer reset Сброс сведений иммобилайзера для обучения
06. Limp home mode Режим "доковылять домой", видимо для передвижения без ключей/когда иммобилайзер сломался
07. Smatra Neutral переведен ли блок иммо в нейтральный режим

Подменю Information of key показывает количество прописанных в системе иммобилайзера ключей и статус блоков системы.

Доступные параметры при подключении к блоку климат-контроля

 

WATER TEMP Температура охлаждающей жидкости
IN-CAR TEMP. SENSOR Показания салонного датчика температуры
AMBIENT AIR TEMP/SNSR Показания внешнего датчика температуры
EVAPORATIVE SENSOR Показания датчика влажности
PHOTO SENSOR Показания датчика света
AIR MIX POTENTIOMETER Положение ручки вентилятора
PHOTO SENSOR(PS.) Еще какой-то датчик света

Отметим, что кроме диагностики неисправностей, с помощью Cascade можно производить и некоторые технические работы.

Например, запросто можно подключиться к блоку АБС-ESP и запустить встроенный насос тормозной жидкости, прокачивая тормозную систему без помощника и дополнительных приспособлений. А если завоздушен блок АБС, то прокачать его обычным способом невозможно. Подробнее о выполнении прокачки тормозной системы с помощью сканера Cascade мы рассказывали ранее.

Кабель VAG-COM должен быть с чипом FDTI, например, такой: https://letyshops.com/r/aliexpress-2gksi88wiglcss
Контакты переключаю переходником, сделанным из вот такого разветвителя:
https://letyshops.com/r/aliexpress-2gksi88wiickcs