Как известно, с 2012 года в России действуют новые правила технического осмотра транспортных средств. Дело сдвинулось с мертвой точки в апреле 2011 года, когда широкий общественный резонанс получили огромные очереди на государственные пункты технического осмотра. ГИБДД явно не справлялось со своими функциями. На Youtube до сих пор можно найти сюжеты о том, как автовладельцы на дальнем востоке России выстраиваются в многодневные очереди, чтобы пройти (или не пройти) техосмотр.
В июне 2011 года постановлением Правительства талоны ГТО, заканчивающиеся в 2011 году, переносились до того же месяца 2012 года. Автолюбители получили передышку, а законодатели тем временем подготовили новые правила проведения техосмотра, которые и вступили в законную силу 01.01.2012 года.
Проведение техосмотра на сегодня регламентируется нормативными документами:
Постановление Правительства РФ «О проведении техосмотра транспортных средств» от 05.12.2011 N 1008
Итак, перейдем к рассмотрению закона о техническом осмотре.
Во-первых, сам технический осмотр не является более прерогативой ГИБДД, диагностика отдана в руки частных пунктов технического осмотра. До конца 2013 года наравне с частниками будут работать и ПТО ГИБДД, там где они остались. После этого срока диагностика всецело перейдет в частные руки. Частные пункты техосмотра аккредитуются Всероссийским союзом автостраховщиков. На автостраховщиков возложен и контроль за организацией процесса техосмотра.
Постановление правительства «О проведении техосмотра» п. 5:
Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств, предусмотренным приложениями N 1 и 2, а также организациями, указанными в части 7 статьи 32 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — операторы технического осмотра).
Во-вторых, теперь сам техосмотр является лишь «прелюдией» для страхования ОСАГО: если есть полис, техосмотр не нужен. Его не проверяют инспекторы ДПС на дороге, т.к. наказание за отсутствие талона тех осмотра отменено. Талон требуется только для заключения договора ОСАГО, это обязательное условие.
Закон об осаго, Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
3. Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:
е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона)
В-третьих, несколько изменилась процедура проверки технического состояния, но основные требования по проверке света фар, усилия тормозов сохранились. Полный перечень технических требований: Приказ Минпромторга РФ «О технических характеристиках для техосмотра» от 06.12.2011 N 1677
В-четвертых, теперь за повторную проверку позиций, которые эксперт забраковал при первичной проверке, придется доплачивать (раньше в течение 20 суток повторная проверка была бесплатной).
В пятых, стоимость техосмотра устанавливает сам частник, т.е. она может отличаться на разных ПТО. На 2012-2013 годы стоимость техосмотра довольно демократична: 300-600 рублей. Плюс к этому отменена оплата госпошлины за выдачу талона техосмотра, т.е. по факту техосмотр стал даже дешевле.
Постановление правительства «О проведении техосмотра»
6. Проведение технического осмотра осуществляется на платной основе в соответствии с договором о проведении технического осмотра, заключаемым владельцем транспортного средства или его представителем, в том числе представителем, действующим на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме (далее — заявитель), и оператором технического осмотра по типовой форме указанного договора, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации.
7. Размер платы за проведение технического осмотра и размер платы за проведение повторного технического осмотра, который определяется объемом выполненных работ, устанавливаются оператором технического осмотра и не могут превышать предельный размер, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной службой по тарифам.
Поведем итог: новые правила тех осмотра действуют с 01.01.2012 года, в целом следует отметить, что частники к автовладельцам не придираются, боятся отпугнуть клиентов.
Документы для техосмотра понадобятся следующие: личный паспорт, свидетельство о регистрации. Оплата производится на месте. Медицинская справка и ОСАГО не требуются.