ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе, велосипедной дорожке, перекрестке

К сожалению, дорожно-транспортные происшествия на наших дорогах не редкость, и вдвойне серьезнее бывают последствия в случае ДТП с велосипедистом. Эта категория водителей транспортных средств менее всего защищена от физического воздействия, и может серьезно пострадать в случае ДТП. Рассмотрим последствия для водителей и велосипедистов в случае дорожно-транспортных происшествий с велосипедистами в различных ситуациях.

Виновность в дорожно-транспортном происшествии будет в первую очередь зависеть от того, кто нарушал ПДД в момент столкновения. Поэтому для начала изучим требования Правил Дорожного Движения к водителям и велосипедистам.

Нормативно-правовая база

Для начала приведем основные определения из ПДД, используемые в данной статье:

«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.

«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара z4.4элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1 .

«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

 

Требования ПДД к движению велосипедистов

Далее разберемся, чего требуют от велосипедистов Правила Дорожного Движения (пункт 24):

24. Дополнительные требования к движению велосипедистов
и водителей мопедов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части — в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
пересекать дорогу по пешеходным переходам.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Таким образом, в соответствии с п. 24.3 и 24.4 детям до 14 лет вообще закрыт выезд на проезжую часть, они могут двигаться только в пешеходных и велосипедных зонах. Взрослые же велосипедисты могут двигаться в один ряд справа, при это автомобилисты не имеют преимущества в движении, и обязаны обгонять или опережать велосипеды с обеспечением безопасности маневра.

 

Приведем пункты Правил Дорожного движения, регламентирующих взаимный разъезд велосипедистов и автомобилей. 

ДТП с велосипедистом при выезде с прилегающей территории

Во-первых, при выезде и въезде на прилегающие территории водитель автомобиля уступает дорогу велосипедистам и пешеходам, траекторию движения которых он пересекает, независимо от того, двигаются они по тротуару, или проезжей части:

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает. 

Таким образом, если автомобиль задевает движущегося велосипедиста при въезде или выезде с прилегающей территории, виноват водитель автомобиля. Отметим, что велосипед в полной мере относится к «транспортным средствам», а значит уступать ему дорогу

ДТП с велосипедистом на велодорожке или полосе для велосипедистов

Если ДТП произошло на тротуаре или велосипедной дорожке, а также полосе для велосипедистов — вина водителя автомобиля будет очевидной, т.к. он нарушил п. 9.9. ПДД РФ:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

ДТП с велосипедистом при повороте на перекрестке

Далее, главой 13 ПДД РФ определяется порядок проезда перекрестков. Если водитель поворачивает на перекрестке, независимо от приоритета проезжих частей, он уступает дорогу пересекающим дорогу велосипедистам и пешеходам. Велосипедист, двигающийся по дороге параллельно первоначальному направлению движения водителя, не обязан спешиваться на каждом перекрестке, он полноправный участник дорожного движения, и водители автотранспорта , поворачивая, должны дать им проехать:

13. Проезд перекрестков
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

 В случае ДТП с велосипедистом при повороте на перекрестке вина будет лежать на водителе автомобиля.

ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе

Очень важно, что в соответствии с пунктом 24.8 ПДД РФ велосипедисты не могут пересекать проезжую часть на велосипедах, они обязательно должны спешиться и перейти дорогу как пешеходы.

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается: … пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Допустим, случилось так, что водитель автомобиля не смог среагировать в дорожной ситуации и сбил велосипедиста, переезжающего пешеходный переход не спешиваясь. Как эту ситуацию рассматривают Правила дорожного движения, и кто будет виновен в ДТП?

 

Очень важно, что ДТП в этом случае будет рассматриваться как столкновение двух транспортных средств, а не наезд на пешехода. Это следует из определения понятия пешехода в ПДД:

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

 

А уступать дорогу на пешеходном переходе автомобиль обязан только пешеходу, не велосипедисту:

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Велосипедиста вообще на пешеходном переходе быть не должно. А если он там оказался, то вина за ДТП скорее всего ляжет на него.

ДТП: велосипедист сбил пешехода

Пункт 24.6 ПДД РФ обязывает велосипедиста спешиться, если его движение в велосипедной зоне создает опасность или помехи движению пешеходов. Если ДТП все-таки произошло, это скорее всего говорит о том, что велосипедист пренебрег опасностью и продолжил движение на велосипеде, что и привело к ДТП. Значит, вина за ДТП лежит на лице, управлявшем велосипедом. Не стоит, однако забывать, что если будет доказано, что велосипедист не мог предвидеть опасность, или ДТП произошло по умыслу пешехода, виновником ДТП может стать и пешеход.

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.