Поскольку в последние годы автомобильное законодательство постоянно изменяется и дорабатывается, меняются и правила техосмотра. На ближайшую перспективу, 2014 год, ожидается еще ряд важных изменений.
Правила проведения технического осмотра изменялись за последние годы не единожды. Рассмотрим проблемы действующего законодательства и наметим перспективы его развития на 2014 год.
Напомним, талоны техосмотра с 2013 года не выдаются вовсе, их полностью заменила диагностическая карта техосмотра. Без этой карты нельзя застраховать автомобиль по ОСАГО, а следовательно, не получится и зарегистрировать на себя после покупки, и эксплуатировать.
Отметим довольно печальную тенденцию: если раньше была проблема попасть на техосмотр и пройти его, то теперь, с переходом ТО в руки частников, эта проблема полностью исчезла. Зато появилась другая, незаметная, но если вдуматься, очень страшная.
Подделка диагностических карт и «левый» техосмотр
Бизнесмену невыгодно строго подходить к проведению технического осмотра. Потому что если он будет выявлять недостатки, а соседняя станция за углом будет относится к клиентам лояльно, то все клиенты и будут обращаться к соседу. Уверен, в любом городе найдется несколько пунктов ТО, которые выписывают диагностические карты просто после визуального осмотра и обязательного фотографирования.
Но это еще полбеды, настоящая проблема в том, что диагностические карты никак не защищены от подделки. Поверьте, по улицам разъезжает огромное количество автомобилей, маршруток с поддельными картами. А зачастую и поддельными полисами ОСАГО. Случись ДТП, пассажирам не видать компенсации от страховой компании.
База данных полисов и техосмотров
Ожидается, что в 2014 году в очередной раз поменяется закон об ОСАГО. ГИБДД настаивает на том, чтобы отменить бумажные полиса, а проверять автомобили по базам данных полисов ОСАГО. Пока проблема в том, что эта система не работает как надо. Страховщики не высылают сведения о выданных полисах, РСА не подгружает присланные сведения. В этом направлении, словом, пока бардак. А все почему – бизнес заинтересован в получении денег с клиентов, а в актуализации баз данных на федеральном уровне не заинтересован никак.
Также и с федеральной системой «Техосмотр» — в теории страховщик должен проверять полис по базе данных, в реалии доверяет бумажке, которую легко подделать.
Мы уже писали о введении этих систем учета здесь.
Показательна и статистика РСА (Российского союза страховщиков) в области проверок пунктов ТО на соблюдение законодательства. За 2012 год проверено всего 69 пунктов, из них у 15 отозваны лицензии. Это официальная статистика с сайта РСЯ. То есть 21% из случайно взятых пунктов ТО работал не по правилам, т.е. выпускал на дороги непроверенные машины (считай неисправные). Это гигантская цифра, применительно к 50-милионному автопарку РФ. И вот по соседству с такими автомобилями мы ездим.