Есть люди, которые принципиально покупают только новые автомобили. Они готовы переплатить, получив взамен отличное техническое состояние автомобиля в период заводской гарантии.

Но многие наши сограждане предпочитают покупать машины с пробегом: это куда выгоднее, по сути все те же функции авто приобретаются за меньшие деньги, правда ремонт в случае поломки за свой счет. И чем старее автомобиль, тем больше скрытых «болячек» он накапливает.

Выбор автомобиля с пробегом – целая наука, но многие доверяются словам продавцов о прекрасном состоянии машины, и приобретают ее практически только после визуального осмотра.

На сегодняшний день продавцу выгодно скрыть имеющиеся дефекты автомобиля – после продажи устранять их будет уже новый владелец. Накануне своего ухода с поста президента Дмитрий Медведев предложил пересмотреть правовую основу продажи автомобилей с пробегом, чтобы продавец отвечал за техническое состояние машины.

На рассмотрение Государственной думы РФ уже направлены поправки к Гражданскому кодексу. Одна из поправок затрагивает институт заверения об обстоятельствах. После принятия поправок заключение договора купли-продажи, в том числе автомобилей, будет подразумевать ответственность обоих сторон договора за его исполнение.

А исполнению может помешать как раз непредоставление продавцом сведений об имеющихся неисправностях машины. В случае обнаружения таких неисправностей продавец обязан возместить покупателю понесенные им убытки.

Целиком п.2 ст. 431 проекта ГК РФ выглядит так:

«Сторона, которая при заключении договора или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора или для его исполнения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию), обязана возместить другой стороне, разумно полагавшейся на соответствующие заверения, причиненные этим убытки.

Признание договора незаключенным или недействительным само по себе не препятствует возмещению убытков, причиненных недостоверностью заверений. Предусмотренная настоящей статьей ответственность наступает, если сторона, предоставившая недостоверные заверения, считала или имела разумные основания считать, что другая сторона будет на них полагаться».

Как данный пункт будет выполняться на практике, совершенно непонятно. Затрудняются дать оценку изменениям законодательной базы и эксперты. Понятно, что ситуация может дойти до абсурда: продавец будет вынужден оплачивать поломки автомобиля, о которых он не знал, или которые возникли даже после технической диагностики авто, показавшей, что машина полностью исправна.

Тем не менее, чиновники настроены решительно, по их мнению предлагаемые изменения в законодательство давно назрели. Несмотря на грядущие жаркие дебаты, проект имеет все шансы быть принятым.

Напомним, Дмитрий Медведев был инициатором и других законопроектов,  таких как передача техосмотра в частные руки и повышение коэффициентов по ОСАГО.

Комментарий от экспертов voprosov-net.ru:

Действующие на сегодняшний день нормы Гражданского Кодекса не препятствуют покупателю совместно с продавцом проверить товар у специалистов перед сделкой. Оплату стоимости этой процедуры можно обговорить в договоре. Как гарантия последующей сделки, есть институт залога.

Революционные изменения всегда приводят к появлению настолько абсурдных ситуаций, что потом начинаешь кусать локти, как бы вернуть ситуацию назад, но без потери имиджа назад отыграть невозможно. Поэтому разум подсказывает, что совершенствоват ься надо не спеша. До нас законы писали ведь тоже не дураки, люди грамотные, имеющие широкий кругозор и жизненный опыт.

Что касается участившихся сделок продажи нечистого жилья, краденных машин и т.д., то здесь действительно перемены назрели. Признавая одну сторону из длинной цепочки покупателей добросовестным приобретателем, суды как правило, ставят крест на других честных приобретателях, остающихся и без денег и без товара

По нашему мнению, не следует спешить менять законы, гораздо продуктивнее - добиваться их исполнения. Да, добиваясь исполнения законов, в историю не попадешь...