Рассматривая особенности страхования ОСАГО, следует отметить, что страховщик на стадии исполнения обязательств принимает на себя обязательства страхователя – причинителя вреда. Однако, не все положения главы 59 ГК РФ, регулирующей возмещение вреда, в полной мере относятся к страховщику.
Ответственность за причинение вреда по прежнему лежит на плечах страхователя. На страховщика обязанность возмещения вреда не переходит, его роль сводится к оказанию финансовой помощи страхователю в рамках заключенного договора.
Доказательством тому служит положение, закрепленное ст. 1072 ГК РФ, по которой, лицо, застраховавшее свою ответственность в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, компенсирует разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Комментируя ст. 1072 ГК РФ, эксперты, в частности, высказывают следующее мнение: «…данная статья в целях защиты прав потерпевшего устанавливает дополнительную (субсидиарную) ответственность страхователя – причинителя вреда в случае недостаточности страхового возмещения» .
Ответственность страховщика перед страхователем
В частности, разницу между фактическим размером ущерба и суммой страховой выплаты потерпевшему при ДТП возмещает сам причинитель вреда – это обычная практика, поскольку ответственность страховщика перед страхователем ограниченна заданной в Законе об ОСАГО страховой суммой.
Также по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ответственность страховщика перед страхователем ограниченна Правилами об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Так, например, в соответствии с вышеупомянутыми Правилами страховщик не возмещает моральный вред или упущенную выгоду (п. 9 Правил), а так же при определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительном ремонте (ст. 12 п. 2.2 Правил). Калькуляция ущерба с учетом износа обычно означает, что отремонтировать автомобиль с небольшим сроком эксплуатации на сумму страхового возмещения не удастся, т.к. для ремонта всегда используются новые запчасти.
Учет износа автомобиля при расчете страхового возмещения
С точки зрения страховщика этот механизм правильный: если по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вред, причиненный владельцу старого автомобиля, будет возмещаться без учета износа, то размер страхового возмещения может оказаться больше, чем рыночная стоимость автомобиля потерпевшего и в этом случае налицо будет обогащение потерпевшего за счет страховщика. А вот интересы владельцев машин возрастом до трех лет ущемлены: процент износа для их авто достигает 30%. Однако приобрести запасные части на вторичном рынке с гарантией их износа не более 30% практически невозможно (если речь идет о механизмах, а не кузовных деталях). Как результат, ремонт таких авто выполняется всегда с приобретением новых запчастей. Страховое возмещение, выплаченное страховщиком, покрыть ремонт не может. Как результат, потерпевший тратит собственные деньги на восстановление своего нарушенного права, что идет в разрез с положением ГК РФ — вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, в случае возмещения вреда страховщиком в недостаточном для ремонта объеме, то есть с учетом износа, потерпевший может потребовать разницу с причинителя вреда. Взыскание происходит в судебном порядке, и если виновник аварии находится в сложном материальном положении (а в России многие успешные бизнесмены на бумаге находятся именно на грани банкротства), то полное возмещение вреда может занять долгие годы.