Порядок регистрации мото, автотранспорта и прицепов к ним определен Приказом МВД России № 1001 от 2008 г. Изменениями от 2011 года в данный приказ был внесен пункт, согласно которому номер двигателя не подлежит сверке при осуществлении регистрационных действий. Номер двигателя отныне рассматривался законодателями как расходный элемент, вроде коробки передач или какой-нибудь раздаточной коробки. Такая практика широко применяется, например, в США, где двигатель часто заменяется целиком при ремонте, и никакой перерегистрации в полиции не требуется.
Это послужило своего рода толчком к массовым заменам двигателей, в т.ч. не обязательно на аналогичные. Напомним, замена двигателя на другую модель является переоборудованием и должно оформляться соответствующим образом.

29 июня 2017 года в данный Приказ МВД № 1001 внесены новые изменения, касающиеся сверки номера двигателя. Согласно новым правилам регистрации автомобилей 2018 года этот номер снова будут смотреть, причем если выясниться, что номер двигателя подвергался изменим, это станет основанием для отказа в регистрации (или аннулирования действующей регистрации).
Интересно то, что в Свидетельстве о регистрации транспортного средства номер двигателя по-прежнему не указывается.


3. Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям:

"обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) идентифицирующих транспортное средство, <1> либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации;".

Хотя в свидетельстве о регистрации номер двигателя отсутствует, в регистрационных данных ГИБДД он есть. А несоответствие номерных агрегатов учетным данным является поводом для отказа в регистрации автомобиля. В итоге имеем весьма спорный момент – при покупке б/у автомобиля с рук, если отсутствует ПТС, новый собственник никак не может узнать, какой номер двигателя числится за данным автомобилем. А значит, легко можно попасть в ситуацию, когда двигатель был заменен на аналогичный без документов. А эта ситуация грозит, как мы выше сказали, аннулированием регистрации до покупки легального двигателя с документами и оформления переоборудования автомобиля.
Что интересно, номер двигателя не выдается даже в распечатке по VIN на официальном портале ГИБДД gibdd.ru: