Что такое автомобиль-двойник?

Наиболее частый вариант «ввода в эксплуатацию» угнанного авто – создание «двойника» реально существующего автомобиля. Каждый авто имеет идентификационные номера агрегатов, такие как VIN, номер двигателя, кузова, при наличии номер шасси или рамы. Дело в том, что если не изменить все эти номера, автомобиль будет сразу выявлен сотрудниками ГИБДД при проверке на дороге или при обращении на регистрацию. На сегодня все сотрудники ГИБДД имеют доступ к всероссийским базам данных, так что проверить автомобиль на чистоту – дело пары минут. Если нанести поддельные номера агрегатов значениями «от балды», инспектор сразу увидит, что автомобиль с такими номерами агрегатов не регистрировался. Поэтому, если авто угоняется не для продажи по запчастям, угонщики всегда поступают примерно одинаково. Они выбирают реально существующий автомобиль, и подделывают под него как номера агрегатов, так и документы: ПТС и СТС. Такой автомобиль легко продается, т.к. покупатель обычно не является специалистом – криминалистом и не различает шрифты нанесения номеров агрегатов. Проверяя авто по базам данных, покупатель удостоверится, что такой автомобиль реально существует, проверит его техническое состояние, и, поторговавшись, скорее всего купит.
Далее все будет зависеть от инспектора ГИБДД, производящего сверку агрегатов автомобиля-двойника. Если подделка документов и изменение номеров агрегатов угнанного авто выполнены на высоком уровне, есть большая вероятность, что автомобиль-двойник будет зарегистрирован.

Как выявляется автомобиль-двойник

Предположим, угнанный автомобиль, из которого сделан двойник, был успешно зарегистрирован в ГИБДД. В базе данных при этом обычно не образуется никаких несостыковок – все выглядит так, как если бы реальный автомобиль продали покупателю машины-двойника.
Далее вскрытие факта двойного учета – дело случая. Если в базе данных образовались две активные карточки – на настоящий автомобиль и двойник, часто штрафы с камер ГИБДД машины-двойника начинают приходить владельцу «честного» авто. Тот обращается в ГИБДД с требованием разобраться, владельца «двойника» вызывают в ГИБДД для проведения экспертизы и аннулируют регистрацию.

Что делать владельцу честной машины, когда аннулирована регистрация машины-двойника?

Казалось бы, справедливость восторжествовала, машина-дуплет аннулирована, владельцу честной машины остается торжествовать? Как бы ни так. Отныне в базе данных ограничений имеется запись об аннулировании машины с такими же агрегатами. Это значит, что если при проверке на дороге сотрудник ДПС решит залезть под капот, он увидит агрегаты, которые в розыске. Далее будут штрафстоянка, экспертиза и только потом, с заключением экспертизы о том, что номера агрегатов первичны, т.е. не изменялись, можно эксплуатировать авто, не забывая возить заключение экспертизы с собой.
Кстати, наличие сведений об ограничениях по причине аннулирования регистрации двойника не является само по себе основанием для отказа в проведении регистрационных действий. Об этом говорит п. 15.1 Правил регистрации АМТС в ГИБДД, регламентированных приказом МВД РФ № 1001.

Приказ МВД России от 24.11.2008 N 1001
15.1. В случаях установления совпадения маркировочных обозначений транспортных средств, номеров паспортов транспортных средств с реквизитами разыскиваемых, внесение изменений в регистрационные данные производится на основании постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, подтверждающего отсутствие принадлежности этих транспортных средств и документов к разыскиваемым, а также подлинность маркировочных обозначений и паспортов транспортных средств.
(пп. 15.1 введен Приказом МВД России от 20.01.2011 N 28)

То есть пусть ограничения и аннулирования остаются в базе данных, после проведения экспертизы или осмотра с "честным" автомобилем сотрудники ГИБДД обязаны произвести регистрационные действия.