14.11.2014 года опубликовано Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. N 1197 "О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации", которое вступило в законную силу 29.11.2014. Как становится ясно из названия, данное постановление устанавливает ряд изменений в Правила дорожного движения РФ. В частности, запрещен обгон на пешеходном переходе даже при отсутствии на нем пешеходов, а также установлены новые требования для пешеходов.

Обгон на пешеходном переходе запрещен.

В новой редакции Правил дорожного движения 2021 года обгон запрещается на пешеходном переходе вне зависимости от наличия на нем пешеходов:

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

В прежних Правилах дорожного движения обгонять на пешеходных переходах было запрещено только при наличии на них пешеходов. В определенных ситуациях такая формулировка была на руку нарушителям, сбившим пешехода при обгоне.

При этом отметим, что обгоном в ПДД по-прежнему считается лишь маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. Опережать другие транспортные средства по попутным полосам движения - можно, если только двигающееся в попутной полосе транспортное средство не начало снижать скорость перед переходом. За обгон на пешеходном переходе грозит штраф за выезд на встречную полосу движения.

Изменение порядка пропуска пешеходов на переходах.

Теперь порядок пропуска пешеходов на переходах прописан ровно так, как он был прописан до изменений в ПДД 2010 года:

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом, термин "Пропустить пешеходов", который по сути нигде не расшифровывался, теперь заменен обратно на понятное "уступить дорогу".

Изменилось и требование для водителей, если в попутной полосе движения другое транспрное средство снизило скорость  или остановилось перед пешеходным переходом:

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Ранее остановиься или снизить скорость требовалось только от водителей соседних полос - теперь всех попутных полос. То есть если вы движетесь в левой полосе движения, а в правой через несколько полос от Вас начало снижение скорости перед переходом транспортное средство - Вы тоже обязаны начать снижать скорость.

При этом напомним, что согласно решению Верховного суда РФ, обязанность пропускать пешехода возникает только в том случае, когда траектории автомобиля и пешехода пересекаются. Данное решение Верховного суда является рекомендательным для всех судов РФ, так что при наличии доказательств, что Вы не создавали помех пешеходу (записи видеорегистратора), можно смело оспаривать протокол и судиться с ГИБДД.

В каком случае показания автомобильного видеорегистратора м.б.использованы как доказательство в суде

Автомобильные регистраторы - популярный гаджет, масштабы их продаж растут как на дрожжах. Действительно, количество машин возрастает, как и плотнос ...

Пешеходы за пределами населеных пунктов обязаны иметь световозвращающие элементы на одежде.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Изменился пункт 4.1, теперь он не рекомендует, я обязывает пешеходов вне населеных пунктов использовать световозвращающие элементы при передвижении по обочинам в темное время суток.

Пешеходный переход - теперь и на трамвайных путях.

В частности, изменилось понятие пешеходного перехода. В старой редакции ПДД  было дано следующее определение

"Пешеходный переход" - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

В новой редакции ПДД оно звучит так:

"Пешеходный переход" - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

 Таким образом, теперь пешеходный переход может располагаться не только на проезжей части, но и в местах, где трамвайные пути проходят вне проезжей части. А значит, водители трамваев должны пропускать пешеходов на таких переходах.

Штраф за непропуск пешехода

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.