Как и любой другой гражданско-правовой договор, договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств имеет свои основания для прекращения и для признания договора недействительным.

Договор страхования  прекращается в случаях:

-    истечения срока его действия;
-    исполнения страховщиком обязательства перед страхователем по договору в полном объеме, т.е. возмещение ущерба в размере страховой суммы;
-    ликвидации страхователя, являющегося юридическим лицом, или смерти страхователя физического лица, кроме случаев замены страхователя в договоре страхования или его реорганизации.

Договор страхования может быть прекращен до наступления срока, на который он был заключен, если после вступления его в силу, возможность наступления страхового случая отпала, и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай.
Так же возможно досрочное прекращение договора страхования гражданской ответственности по соглашению сторон, если иное не предусмотрено гражданским законодательством или договором.

В случае же с договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств договор досрочно прекращается в случаях:

-    смерть гражданина – страхователя, если его права и обязанности по договору обязательного страхования не перешли к другим лицам;
-    ликвидация юридического лица – страхователя;
-    отзыв лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством РФ, и/или ликвидации страховщика;
-    прекращение договора обязательного страхования по инициативе страховщика в связи с неуплатой страхователем страховой премии в установленный срок при продлении срока действия договора обязательного страхования;
-    отказ страхователя от продления договора обязательного страхования со страховщиком, с которым был заключен договор;
-    замена собственника транспортного средства;
-    полная гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования;
-    предоставление страхователем страховщику ложных или неполных данных при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска;
-    иные случаи, предусмотренные законодательством РФ.

Проблемы с досрочным прекращением договора ОСАГО

Однако на сегодняшний день существует ряд проблем связанных с досрочным прекращением действия договора обязательного страхования. Рассмотрим наиболее распространенные случаи.
В случае смены собственника транспортного средства действие договора обязательного страхования может быть досрочно прекращено на основании пп.«б» п.33.1 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по заявлению страхователя. Однако, при обращении страхователя к страховщику с заявлением о прекращении договора обязательного страхования на основании пп.«б» п.33.1 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховая компания требует документы подтверждающие факт смены собственника (например: Паспорт транспортного средства с отметкой о снятии с учета и записью, что автомобиль продан, прочие документы, вплоть до предоставления договора купли-продажи), но в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств нет указания на необходимость предоставления подобных документов. Страховая компания объясняет свои действия как один из способов предупреждения страхового мошенничества со стороны страхователя. Данный вопрос является пробелом в законодательстве об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Для решения данной проблемы было бы целесообразным включить в Правила перечень документов, которые необходимо предоставить  страховой компании для расторжения договора обязательного страхования на основании пп.«б» п.33.1 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Пример положительного решения суда:

Селин Владимир Дмитриевич обратился в суд с иском к ООО "Страховая компания "Югория".
Селин просит признать требования ООО "СК "Югория" о представлении дополнительных документов (нотариальная копия договора купли-продажи ТС, копия ПТС с отметкой о снятии ТС с учета, копия свидетельства о регистрации ТС с указанием нового собственника, справка ГАИ - ГИБДД о снятии ТС с регистрационного учета) для расторжения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС и выплаты части страховой премии незаконными.
12.12.2011 г. Селиным В.Д. был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС при эксплуатации автомобиля "ВАЗ-1118", XTA21183033496183.
12.01.2012 г. указанный автомобиль был продан Спирковой М.Г. по договору купли-продажи автотранспортного средства от 12.01 2012 г.
15.01.2012 г. Селиным было подано заявление в ООО "СК "Югория" о расторжении договора ОСАГО в связи с заменой собственника с приложением копии договора купли-продажи. 29.01.2012 г. была подана претензия в ООО "СК "Югория" в связи с нарушением срока выплаты части страховой премии, 01.02.2012 г. Селиным был получен ответ на претензию от 29.01.2012  г. от ООО "СК "Югория". В данном ответе указано, что "СК "Югория" не возражает против расторжения договора ОСАГО и часть страховой премии будет выплачена после представления одного из перечисленных документов: нотариальная копия договора купли-продажи ТС, копия ПТС с отметкой о снятии ТС с учета, копия свидетельства о регистрации ТС с указанием нового собственника, справка ГАИ - ГИБДД о снятии ТС с регистрационного учета.
На основании положений ч. 1 и ч. 3 ст. 958 ГК РФ  и п. 34 Правил ОСАГО суд считает не соответствующими закону требования ООО "СК "Югория" о представлении каких-либо документов для расторжения договора ОСАГО (страховой полис ААА N 0201248251).
Суд постановил:
взыскать с ООО "Страховая компания "Югория" в пользу Селина Владимира Дмитриевича 2359 рублей 50 копеек страховой премии.

В случае, если страхователь при досрочном расторжении договора обязательного страхования предоставит страховой компании требуемые документы, то при возврате не использованной части страховой премии страховщик вычитает 23%. Хотя подобные действия являются не законными, так как в п.34 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств сказано, что страховщик возвращает страхователю часть страховой премии за не истекший срок действия договора обязательного страхования. Страховщик аргументирует свои действия следующим образом: в соответствии с разделом II «Структура страхового тарифа» Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структурой и порядком применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 264 от 07.05.2003 года, статьями 8 и 22 Закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств № 40-ФЗ от 25.04.2002 года в структуру страхового тарифа (премии) входят 3% взимаемой суммы в качестве резервов компенсационных выплат и 20 % взимаемой суммы в качестве расходов на осуществление деятельности по страхованию.
Таким образом, 23 %  взимаемой в качестве страхового взноса (премии) денежной суммы расходуются (размещаются) страховщиком единовременно при заключении договора страхования (изготовление бланков и специальных знаков, оплата агентского вознаграждения, формирование специальных резервов и т.д.) и не распределяются по времени действия договора страхования.

Функции Российского Союза Автостраховщиков

Согласно требованиям Закона все страховые компании, осуществляющие деятельность по обязательному страхованию данного вида, должны быть членами профессионального объединения страховщиков, которому предоставлен ряд полномочий, в том числе создание методических рекомендаций по унификации осуществления обязательного страхования.
Российским Союзом Автостраховщиков (РСА), которое является официальным профессиональным объединением, созданным в соответствии с Законом, изданы методические рекомендации, согласно которым при расторжении договора обязательного страхования, страховые компании удерживают 23 % страховой премии, а также сумму, равную части страховой премии за истекший период действия договора страхования.
За неисполнение требований профессионального объединения страховщиков страховая компания может быть подвергнута взысканиям вплоть до исключения из членства, что влечет за собой отзыв лицензии на осуществление данного вида страхования.
Таким образом, в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страховщик при возврате части страховой премии наряду с израсходованной премией за истекший период действия договора страхования удерживает 23 % страховой премии, направленные на формирование страховых резервов и погашение накладных расходов.

Возврат неиспользованной части страховой премии

Следующим спорным вопросом является возможность досрочного прекращения договора обязательного страхования с возвратом не использованной части страховой премии по заявлению страхователя. В Правилах нет пункта расторжения договора по простому желанию страхователя, но есть пункт «и», который говорит об иных случаях, предусмотренные законодательством РФ. В соответствии со ст. 958 ГК РФ страхователь вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала.  Именно вышеупомянутую статью ГК РФ и можно подвести под п. «и» Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором говорится, что расторжение договора возможно "и в иных случаях". При этом страхователю должна быть возвращена сумма неиспользованной страховой премии  (п. 34 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств). Это же подтвердил руководитель актуарного центра Российского союза автостраховщиков (РСА) Владимир Измайлов . Но страховые компании трактует не совсем четкие положения Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в свою пользу, говоря о том, что в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств нет пункта предусматривающего расторжение договора обязательного страхования по инициативе страхователя.
Для урегулирования вышеописанных проблем, необходимо внесение изменений и дополнений по спорным вопросам и приведение Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в соответствие с нормами ГК РФ.
В случае, если договор страхования гражданской ответственности досрочно прекратил свое действие, обязательства страховщика перед потерпевшими третьими лицами по выплате страхового возмещения в отношении страховых событий, которые произошли в течении действия, сохраняется в течение двух лет. 
Обязательства сторон, в случае расторжения договора страхования, считаются прекращенными, с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из заключенного соглашения.
Договор страхования может быть признан недействительным с момента его заключения по общим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Также договор признается недействительным, если он ставит страхователя в худшее положение  (ст. 22 ГК РФ), по сравнению с тем, которое предусмотрено законодательством РФ.  
При признании договора страхования недействительным каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по договору (п. 3 ст. 169 ГК РФ).