Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным во многих странах мира. Его объектом являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем вреда жизни, здоровью и ущерба имуществу третьих лиц, который может быть причинен при эксплуатации транспортного средства.

В странах, где принят закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, страховые тарифы обычно определены законом и зависят:

- для грузового транспорта – от грузоподъемности;

- для легкового транспорта – от мощности двигателя.

Что касается Российской Федерации, то здесь для регулирования данной деятельности было принято много нормативных актов. Основными среди них являются: «Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик», затем Закон «О страховании», второй части Гражданского кодекса РФ закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и завершил процесс Федеральный закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Предполагалось, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, более известное как ОСАГО, станет в России именно тем правовым институтом, тем инструментом, который снизит количество дорожно-транспортных происшествий, уносящих ежегодно более 35000 человеческих жизней, облегчит работу правоохранительных и судебных органов, отправит в историю мошенничество на дорогах, сбережет время и нервы автовладельцев.

С момента принятия закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» в него неоднократно вносили коррективы. В основном с целью упростить порядок получения выплат пострадавшим в дорожно-транспортных проишествиях. Важнейшим шагом в этом плане стало введение так называемого механизма прямого возмещения убытков, когда пострадавшей в ДТП стороне стало можно обращаться за возмещением не в страховую компанию виновника, а в свою собственную. Действительно, страховая компания виновника ДТП может находиться и в другом регионе (после принятия закона об ОСАГО количество мелких страховых компаний зашкаливало). Как в этом случае получить деньги, тем более многие страховщики на тот момент старались отказывать в выплатах по формальным признакам?

Отказы в выплатах явились вторым фактором, требовавшим скорейшего решения на законодательном уровне. В действующей редакции закона возможностей для формального отказа почти не осталось.

Законодательство, связанное с обязательным страхованием автогражданской ответственности, постоянно меняется. Закон об ОСАГО оттачивается, реагируя на состояние рынка страхования. Плюс к этому, с 2012 года подход к ОСАГО стал иным. Теперь понятие ОСАГО неразрывно связано с техническим осмотром транспортных средств. Без проведения технического осмотра страховать по ОСАГО транспортные средства запрещено, а сам техосмотр проводится частными организациями, аккредитованными Всероссийским союзом страховщиков.